Программа профессионального развития педагогов МАДОУ № 30.pdf

1

№

СОДЕРЖАНИЕ

Страница

Пояснительная записка

3

1

Методическое сопровождение повышения квалификации педагогов

4

2

Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период

6

3

Методическое сопровождение молодых педагогов

10

Приложение
Приложение 1. План работы по аттестации педагогических работников
Приложение 2. Перспективный план аттестации педагогических работников
Приложение 3. Перспективный план работы «Школы молодого педагога»
Приложение 4. Бланки мониторинга реализации программы

12

Пояснительная записка
Повышение профессионального мастерства педагогов – это целенаправленная
деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и
концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и
технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в
практику образования различных инноваций.
Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса,
профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов.
Необходимость повышения профессионального мастерства обусловлена изменениями в сфере
дошкольного образования. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры
идѐт более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если
профессиональный и
социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег, если в
педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональное творчество, поиск
новых путей обучения, воспитания и развития воспитанников.
В целях повышения квалификации педагоги проходят курсы повышения
квалификации, аттестацию, участвуют в методической работе как внутри учреждения, так и по
сетевому взаимодействию дошкольных учреждений.
Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к квалификации педагогов.
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации
мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие;
организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной
деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного
учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.
Новые требования к качеству образования, выраженные в новых федеральных
государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта
педагога предполагает необходимость изменения в организации, содержании и технологиях, в
масштабе подготовки педагогов.
Главная цель программы состоит в повышении качества подготовки педагогических
кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами
профессиональной деятельности педагога и федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования. Процесс повышения квалификации педагогов является
постоянным и непрерывным.
Целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ является
поэтапное, систематическое развитие потенциала педагогов. Основными формами повышения
профессионального мастерства педагогов можно выделить следующие формы:
 аттестация педагогических работников;
 прохождение курсов повышения квалификации;
 участие в конкурсах профессионального мастерства;
 проведение мастер-классов;
 публикация статей в различных научных или периодических изданиях;
 презентация опыта работы;
 участие в разработки различных проектов;
 сетевое взаимодействие в образовательном пространстве ДОУ;
методическое сопровождение педагогов;
 внедрение образовательных технологий.

3

1. Методическое сопровождение повышения квалификации педагогов
Целью методического сопровождения является совершенствование профессиональных
знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете повышение эффективности и качества педагогического процесса.
Через методическое сопровождение осуществляется подготовка педагогов к внедрению
нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими
технологиями.
Главное в методическом сопровождении - оказание реальной, действенной помощи
педагогу.
Основные задачи методической работы:
- обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования,
инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и
зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику
своей работы;
- систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе
диагностики;
- стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебновоспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном
заведении;
- организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
Важным направлением деятельности учреждения является повышение
профессиональной компетенции педагогов – участников научных конференций, семинаров
различного уровня, вебинаров, конкурсов, имеют публикации на профессиональных ресурсах.
Это способствует повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их
на решение современных задач образования, что, в конечном счёте, направлено на повышение
качества образовательного процесса, реализации ФГОС ДО. Педагоги активно применяют
имеющиеся теоретические знания в своей практической деятельности. Обмен опытом работы
педагогов осуществлялся в рамках методических семинаров.
Основным фактором повышения профессионального уровня педагогов по-прежнему
остаются курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка.
Профессиональная переподготовка педагогического работника организуется в случае
необходимости выполнения им функциональных обязанностей, в которых он недостаточно
компетентен в силу имеющегося образования/подготовки. Такой вид обучения позволяет
получить определенную квалификацию и право ведения профессиональной деятельности в
соответствующей области.
Потребность в направлении педагога на курсы повышения квалификации определяется
спецификой работы и требованиями нормативных документов.
В результате обучения педагогов на курсах повышения квалификации они приобретают
необходимые компетенции, которыми не владели ранее, развивают уже имеющиеся.
Применяя новые профессиональные знания и навыки в повседневной педагогической
работе, обмениваясь полученным опытом с коллегами, педагоги содействуют повышению
эффективности образовательной деятельности дошкольного учреждения в целом, успешнее
участвуют в процессе модернизации образовательного пространства, что, в конечном счете,
содействует улучшению качества образования школьников.

4

Методические формы повышения квалификации педагогов
Коллективные
- Научно-методический
семинар
- Открытое занятие
-Научно-практическая
конференция
-Педагогический совет
-Методическая выставка
-Панорама методических идей
-Деловая игра
-Конкурс профессионального
мастерства
-Школа педагогического
мастерства

Групповые
- Диспут (дискуссия)
- «Круглый стол»
- Творческая группа
-Взаимопосещения педагогами
открытых занятий
-Педагогический консилиум
- Проблемная группа
- Метод. объединения
-Тьюторское сопровождение
молодых педагогов
-Мастер-класс
-Участие в проектных
группах

Индивидуальные
--Собеседование
-Самоанализ
-Консультация
-Самообразование
-Курсовая
переподготовка
-Авторская работа
-Тренинг
-Презентация авторской
программы
-Наставничество
-Стажировка

Критериями эффективности методической работы являются
результативные показатели:
- уровни педагогического мастерства;
- активность педагогов.
Таким образом, профессиональное мастерство педагога выражается в совершенном
владении методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков,
обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе
формирования личности.
Профессиональное мастерство формируется на основе педагогического опыта.
Задачей администрации дошкольного учреждения становится разработка и применение
системы внедрения новых, эффективных приѐмов повышения квалификации педагогов.
Перед методической службой поставлены задачи:
- обеспечить реализацию инновационных стратегий;
 ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
 создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого
потенциала каждого специалиста.
Одним

из условий

качества обучения и воспитания дошкольников,является

профессиональное мастерство педагогов. На основании федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и «Профессионального стандарта
педагога» выделили следующие требования.

5

Качества
Профессиональные

Личные
Интеллектуальны

Содержание
Владение теорией и методикой образования и воспитания детей.
Мониторинг образовательной деятельности с целью последующей
корректировки.
Реализовывать коррекционные задачи по рекомендациям узких
специалистов.
Умение работать с родителями.
Владение ИКТ-компетенциями.
Трудовые Эстетические
Нравственные
Мобильность
Ценностные ориентации

3.Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период
Аттестация педагогов– это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но
и деятельности дошкольного учреждения в целом. Так как именно аттестация дает
возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности.
Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию
высокопрофессионального кадрового состава ДОУ. При этом большое значение имеет
объединение усилий методической и психологической служб, обеспечивающих поддержку
аттестуемых.
Основная задача межаттестационного периода – организация научно - методического
сопровождения и поддержки педагога в повышении уровня его профессиональной
компетентности, профессионального развития.
Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период включает
направления:
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- развитие профессиональной компетентности педагогов через непрерывное повышение уровня
квалификации;
- осуществление сопровождения педагогов при прохождении аттестации педагогическими
педагогами;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогов;
- оказание помощи педагогам в представлении и обобщении собственного педагогического
опыта работы.
План методического сопровождения педагогов на пять лет
Сроки Мероприятия
1 – 3 Повышение уровня квалификации на курсах
г.
Самообразование: выбор темы, изучение имеющегося опыта работы.
Использование полученных теоретических знаний на практике.
Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты.
Методическая работа в рамках творческих групп, методического объединения.
Алгоритм деятельности педагога в год, предшествующий подаче заявления:
4-й
- изучение Порядка аттестации педагогических работников.
год
- осмысление наработанного за период, прошедший с предыдущей аттестации.
5-й г Структурирование наработанных материалов.
Формулирование темы аттестационного задания.
Написание заявления.
Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной
категории.
6

Мониторинг деятельности педагогов в межаттестационный период
Деятельность педагогов в межаттестационный период оценивается через мониторинг профессиональной деятельности, аналитические справки
педагогов о результатах самообразования, учѐт продуктивности педагогов (участие в методических мероприятиях ДОУ, города). Подобраны
анкеты, опросники для выявления затруднений педагогов, персональной готовности и способности перевода базовых знаний в сфере образования в
реальную педагогическую практику. Результаты мониторинга профессиональной деятельности педагогов позволяют адекватно и рационально
распределять время и силы при прохождении аттестации, подготовить качественный аналитический или творческий отчѐт.
Ожидаемые результаты:
- успешное прохождение аттестации;
- профессиональный рост педагогического коллектива образовательного учреждения
- успешное прохождение аттестации;
- профессиональный рост педагогического коллектива образовательного учреждения;
- непрерывное педагогическое образование педагогических работников образовательного учреждения;
- предоставление каждому педагогу возможности реализации собственной системы повышения квалификации, права свободного выбора;
- умение педагогов проектировать педагогическую деятельность на последующий период.
Формы представления результатов:
Результаты педагогической деятельности педагога в межаттестационный период могут быть представлены в следующих формах:
- серия занятий (разработки открытых занятий, мастер-класс по направлению развития и т.п.);
- методическая продукция (материалы семинаров различных уровней, обобщение опыта в сети Интернет, методические разработки,
досуговые мероприятие и т.д.);
-представление результатов педагогической деятельности (отчет по теме самообразования);
- профессиональные конкурсы;
- методическая продукция педагога (рабочие программы, учебно-тематическое планирование)

План методического сопровождения педагогов в межаттестационный период
№
1

2

Направление
Повышение
эффективности и
качества
педагогического
труда.
Развитие
профессиональной
компетентности
педагогов через
непрерывное
повышение уровня
квалификации.

3

Осуществление
сопровождения
педагогов при
прохождении
аттестации
педагогическими
работниками.

4

Выявление
перспектив

Мероприятие
Включение педагогов в активную методическую работу по непрерывному
повышению своей квалификации.
Теоретическая подготовка педагогов.
Организация открытых показов занятий, творческих отчетов педагогов. Постоянно

Сроки исполнения
Постоянно
Постоянно

Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период.
Организация курсовой подготовки и повышения квалификации педагогов По необходи мости
Отслеживание своевременного прохождения курсовой переподготовки. Постоянно
Самообразование: выбор темы, изучение имеющегося опыта работы.
Постоянно
Методическая работа в рамках творческих групп, методического объединения,
Постоянно
городских методических семинаров.
Корректировка программы по повышению профессиональной компетенции с
В течение
молодыми педагогами
всего периода
По необходимости
Организация помощи по определению приоритетных направлений развития в
профессиональной деятельности педагогических работников
Обновление информационного стенда «Аттестация педагогов».
По мере
поступления
Размещение на сайте ОУ документов по аттестации педагогических работников.
информации в ДОУ
Составление графика аттестации.
Согласно графику
Своевременное ознакомление педагогических работников с приказами и
Согласно графика
информационными письмами разных уровней.
Оформление документов аттестующегося педагогического работника
Консультирование по написанию заявления и заполнению самоанализа аттестуемого.
В период аттестации
Предоставление педагогам и специалистам необходимого инструментария для
проведения самоанализа.
Разработка графика тематических консультаций по вопросам аттестации
Диагностика профессионального мастерства педагогических работников.
Анализ результатов мониторинга уровня усвоения дошкольниками ООП ДОУ
8

5

педагогов.
Оказание помощи
педагогам в
обобщении
педагогического
опыта работы.
использования
потенциальных
возможностей

деятельности.
Подготовка к обобщению педагогического опыта.
Методическое сопровождение педагогов при подготовке материалов для участия в
конкурсах разных уровней, докладов, выступлений, публикации статей.
Контроль практической профессиональной образовательной деятельности педагогов,
воспитательно-образовательной деятельности педагогов, открытых мероприятий.
Анализ отчетных материалов педагогов по результатам педагогической

В течение всего
периода
В течение всего
периода

9

1. Методическое сопровождение молодых педагогов
В особую структуру модели методического сопровождения входит «Школа молодого
специалиста», которая является частью повышения квалификации начинающих педагогов.
Большинство молодых воспитателей нуждаются в помощи, в потребности получить
методическую, психолого-педагогическую, и другую информацию.
Задачи:
1. Оказать теоретическую помощь молодым педагогам в организации образовательной
деятельности.
2. Способствовать самообразованию педагогов.
График работы «Школы молодого педагога»
День недели 1 нед еля 2 неделя 3 нед еля 4 неделя
Понедельник Кон сультация по запросу педагогов. Индивидуальные собеседования
Вторник
Среда
Четверг Групповы е консультации, семинары, мастер-классы
Пятница
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Мероприяти
я
Анкетирование педагогов по проблемам педагогической деятельности.
Закомство с но рмативными документами МАДОУ
Консультация: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста, работа с
родителями по адаптации детей»
Консультация «Организация предметно-развивающей среды в группе»
Консультация: «Организация прогулки и режимных моментов в ДОУ». Просмотр
прогулок.
Консультация: «Развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности»
Идивидуальная помощь в организации занятий по развитию речи.
Консультация: «Организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста»
Практикум на тему: «Рабочая программа воспитателя»
Консультация: «Особенности организации режимных моментов в разных возрастных
группах»
Консультация:
«Современные подходы к планированию образовательной
деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО»
Оказание индивид уальной помощи при диагностировании детей.
Консультация «Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых
педагогов с возрастной периодизацией ребёнка дошкольного возраста»
Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД»
Консультация: «Особенности и формы организации работы с родителями»
Практикум на тему: «Организация предметно-пространственной среды в группе»
Консультация: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с
окружающим миром».
Консультация: «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя». Памятка:
«Центр музыки в группе»
Консультация: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного
образования. Проектная технология».
Консультация «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
10

Критерии оценки результатов реализации «Программы методического сопровождения
профессионального роста педагогов», в основу которого положены важные качества,
выделенные из ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога:
- активизация и профессиональный рост педагогов;
- внедрение в образовательную деятельность современных образовательных технологий;
- реализация требований к профессиональным компетенциям педагога;
-модернизация развивающей предметно пространственной среды ДОО;
- повышения количества педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства

11

Приложение 1
Лист самооценки педагогической деятельности
Уважаемый педагог!
Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей
работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Вы сможете оценить собственные
сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и
качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти
балльную шкалу.
5 – Вы абсолютно согласны с утверждением.
4 – Вы скорее согласны с утверждением
3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств,
дополнительных факторов.
2 – Вы скорее несогласны с утверждением
1 – Вы абсолютно несогласны с утверждением
Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.
№ Утверждения
1
Я безразличен(-на) к критике в свой адрес
2 Знание результатов деятельности никак не влияет на ее
эффективность
3
Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся
4 Если на занятии возникают неожиданные ситуации, я корректирую
намеченный план работы
5 Мое знание нормативных документов, отражающих требования к
содержанию и результатам образовательной деятельности требует
существенного улучшения
6
Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям
7 Считаю важным
различать цель и тему занятия
8 Мое знание теории воспитательной работы требует серьезного
улучшения
9 Новаторство – кредо каждого хорошего воспитателя
10 На моих занятиях воспитанники делают все по алгоритму, они не
рассуждают самостоятельно
11 Мой общий к ругозор достаточно ограничен
12 Все воспитанники должны принимать участие в постановке целей и
задач занятия
13 Я плохо ориентируюсь в социальной ситуации, и практически не
учитываю взаимоотношения воспитанников
14 Лучше лишний раз похвалить воспитанника, чем наказать его, пусть
и за провинность
15 Я считаю,что всех воспитанников надо оценивать по одинаковыми
критериям
16 Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то
чувствую, словно это происходит со мной
17 У меня достаточно поверхностное представление о возрастных
особенностях воспитанников
18 Я регулярно применяю в своей работе новые информационнокоммуникативные технологии
19 Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

1

2

3

4

5

12

20 Дл я меня ха рактерно «держать себя в руках»
21 Я не трачу время на выяснение того, как воспитанники поняли тему
занятия
22 Давая воспитаннику низкую оценку, я не считаю нужным говорить о
ее позитивной роли
23 У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке
программ, дидактических и методических материалов
24 Я абсолютно равнодушен(-на) к проблемам других
25 Я отдаю предпочтение самостоятельным и творческим
воспитанникам
26 При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные
последствия неважны
27 Считаю, что воспитатель не обязан комментировать воспитанникам
выставляемые им оценки
28 Я не об ращаю внимание на плохое настроение своих коллег
29 Я не считаю «маленькую быструю победу» важной для
воспитанников
30 Я так организую занятия, чтобы воспитанники рассуждали,
дискутировали, решали задания типа «ловушек» и т. д.
31 Я мог у обосновать выбор материала для проведения занятий
32 Я не считаю необходимым насыщать общение с воспитанниками
положительными эмоциями и чувствами
33 У меня легко получается решать несколько задач одновременно
34 Лишь некоторые воспитанники с большой заинтересованностью
работают на моих уроках
35 При подготовке к занятиям, помимо основного материала, я
использую дополнительные материалы: книги, медиа-пособия,
современные цифровые образовательные ресурсы и др.
36 Мне приходится часто слышать, что воспитанники не поняли
изложенный мною материал
37 Все мои воспитанники хорошо осознают причины своих успехов и
неудач
38 Я не считаю, что необходимо побуждать воспитанников
самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью
свободы и ответственности
39 Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации
40 В непредвиденных ситуациях у меня не всегда получается сохранять
спокойствие
41 Я за ранее объясняю воспитанникам критерии оценивания их работы
42 Я достаточно легко управляю ходом беседы или переговоров
43 Я считаю, что воспитанники не способны самостоятельно
осуществлять контроль за достигнутыми результатами
44 Я не умею дозировать задачи так, чтобы воспитанники почувствовали
свой успех
45 Я всегда готовлю разные варианты проведения занятий для
воспитанников из разных групп
46 Моя программа (план) воспитательной работы недостаточно
обоснована
47 Меня привлекает совместная работа по подготовке и реализац
различных мероприятий, проектов, программ и др
48 На моем рабочем месте всегда порядок
13

49 На моих занятиях воспитанники могут ответить на вопрос "Что
должно быть достигнуто в результате занятия?"
50 Мотивация воспитанников – это ответственность педагога
51 В процессе формирования новых знаний и умений я не опираюсь на
имеющиеся у воспитанников знания и умения
52 Каждый воспитатель должен уметь вносить корректировки в
программу (план) воспитательной работы
53 Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета
ранее освоенных знаний
54 Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с
другими предметами темы
55 Все воспитанники на моих занятиях принимают участие в постановке
целей и задач
56 Я смог (смогла) обеспечить заинтересованность воспитанников в
проводимых мною занятиях
57 Я всегда исправляю сразу при воспитанниках свои неверно
построенные фразы ошибочные записи другие действия
58 Обычно я озв учиваю цель занятия несколько раз
59 Мои воспитанники не любят б раться за трудные задачи
60 Мне не удается достичь высоких образовательных результатов в
рамках реализуемой программы
61 Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на
занятиях недирективными методами
62 Я всегда пошагово п рописываю этапы достижения цели
63 Учитель не отвечает за негативное отношение обучающихся к учебе
64 Нет "каверзных" вопросов от воспитанников, а есть незнание
воспитателя
65 Мои методические и дидактические разработки неоднократно
становились победителями конкурсов
66 Мои воспитанники часто используют дополнительную информацию:
книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные
ресурсы и др.
67 Гуманизм воспитателя не является важным критерием оценки его
работы
68 Я часто затрудняюсь сделать цели занятий личностно значимыми для
воспитанников
69 Бывает, что я ставлю воспитанникам высокую оценку не за
правильный, а за творческий ответ
70 Анализ уровня развития воспитанников – это не моя задача
71 Я никогда не изменяю принятое решение под влиянием новой
информации
72 Формирование навыков самооценки у воспитанников относится к
задачам воспитателя

14

Приложение 2
Анкета для педагогов.
Для того чтобы максимально подготовить вас к процедуре аттестации, просим ответить
на предложенные вопросы:
Ф.И.О.
1. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений вы
отдали бы при этом большее предпочтение в первую, вторую… очередь (укажите номер):
 самообразование
 семинар - практикум
 творческие группы
 курсовая переподготовка
 открытые просмотры, конкурсы
2. Перечислите положительные и отрицательные стороны аттестации:
«+»
«-»
3. Какие затруднения вы испытываете в организации учебно-воспитательного
процесса
4. Какие пособия, материалы и литература вам необходимы
5. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические
вопросы детской психологии
6. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать
свои знания в первую, вторую… очередь (укажите номер):
— научно-теоретическая подготовка
— методическая подготовка
— психолого-педагогическая подготовка
— нормативно-правовая база
— другое (укажите)
7. Какие затруднения вы испытываете в работе с ИКТ
8. По каким направлениям вы хотели бы усовершенствовать свои знания в работе с ИКТ
-Работа с Word;
Работа с электронными таблицами
- Работа с программой MSPowerPoint
- Работа в сети Интернет
- Работа с оргтехникой.

-

15

Приложение 3
Критерии психологического и методического анализа, деятельности аттестуемого
педагога.
Критерий Показ атель

Метод
исследования
показателя

Оценка
(в баллах)
12345

1. Реализация
нормативноправового и
документацион
ного
обеспечения

Выполнение требований
законодательных актов, нормативных
документов образования
Применение на практике основных
положений педагогики, психологии и
педиатрии
Соблюдение инструкций по охране
труда, технике безопасности, охране
жизни и здоровья детей
Культура делопроизводства
педагогов
Удовлетворение образовательных
потребностей детей, родителей
(законных представителей), общества

2. Соответствие
содержания
образовательно
го процесса
целям
дошкольного
образования

Изучение и
анализ
документов
Анкетирование,
беседа,
наблюдение,
контроль
Наблюдение,
контроль
Анализ
документов,
контроль
Анкетирование,
беседа,
самооценка,
мониторинг

Средний балл по критерию 1:
Объем педагогических знаний Наблюд ение,
экспертиза,
аттестация
Реализация современных
Наблюдение,
образовательных программ и
экспертиза,
методик
контроль,
мониторинг
Эффективность педагогических
Тестирование,
приемов и технологий в воспитании
анкетирование,
и обучении детей
самооценка,
анализ,
мониторинг
Использование информационных
Беседа, анализ
технологий
Комплексная система планирования Изучение
образовательной деятельности,
документов,
маршрутов индивидуального
анализ
развития обучающихся
планирования,
самооценка,
контроль
Соответствие содержания
Анкетирование,
образовательной деятельности
тестирование,
требованиям образовательных
самооценка, беседа
программ
Средний балл по критерию 2:
16

3. Создание
предметноразвивающей
среды

4. Деловые и
личностные
качества
педагога, его
мотивация к
педагогической
деятельности

Использование инновационных
методов, средств и форм
Создание современной, эстетически
привлекательной предметноразвивающей среды
Соблюдение санитарногигиенических норм, предъявляемых
к содержанию детей
Обеспечение благоприятного
микроклимата, психологической
комфортности в детском коллективе
Средний балл по критерию 3:
Участие в творческой,
экспериментальной работе по
проблемам образования
Осуществление самовоспитания и
самообразования
Использование профессиональной
компетентности в вопросах
воспитания и обучения детей
Дисциплинированность,
ответственность

5. Результатив
ность
образовательно
го процесса

Средний балл по критерию 4:
Реализация образовательных
программ в полном объеме
Достижения участников
образовательного процесса
(конкурсы, выставки)
Диагностика развития
(знаний,
умений, навыков) детей

6. Коррекция
педагогической
деятельности

Средний балл по критерию 5:
Координация образовательного
процесса, степень его соответствия
требованиям Концепции развития
дополнительного образования детей
Взаимодействие с социальными
институтами по вопросам
образования

Наблюдение,
анализ, контроль,
экспертиза
Наблюдение,
экспертиза,
самооценка,
контроль
Наблюдение,
анализ, контроль,
экспертиза
Наблюдение,
анализ,
экспертиза
Анкетирование,
самооценка,
анализ, беседа
аттестация,
мониторинг
Анкетирование,
тестирование,
самооценка, бесед
Анкетирование,
тестирование,
самооценка,
беседа, контроль
мониторинг
Наблюдение,
самооценка,
контроль
Анкетирование,
самооценка,
беседа, анализ
контроль
Мониторинг,
анализ, беседа
Наблюдение,
контроль,
мониторинг,
анализ
Наблюдение,
контроль, анализ
Беседа,
наблюдение,
экспертиза,
анализ
17

Средний балл по критерию 6:
Итоговый
средний балл:

18

Приложение 4
Карты мониторинга профессиональных затруднений педагогов
Ф. И. О., возрастная группа

№

Раздел
деятельности

Имею опыт,
могу
поделиться

Имею
недостаточный
опыт, хочу
научиться

Не имею
опыта, хочу
научиться

1
Организация игровой деятельности
2 ОзОздоровительно-закаливающие мероприятия
3
Сенсорное развитие
4
Познавательное развитие
5
Речевое развитие
6
Организация детской продуктивной деятельности
7
Организация самостоятельной деятельности детей
8
Организация к
ультурно-досуговой деятельности
9
Создание развивающей среды
10 Взаимодействие с семьями воспитанников
11
Планирование воспитательно - образовательной работы
12
Определение уровня достижений детей
Внедрение современных образовательных технологий
13
Личностно- ориентированная технология
Проблемного обучения
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Здоровьесберегающие
Информационно- коммуникационные технологии
Технология ТРИЗ
Игровые технологии
Музейная педагогика
Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?
19

□ недостаточность дидактических материалов, пособий □ недостаточная методическая помощь □ недостаток педагогического опыта
□нехватка методической литературы другое В какой методической помощи вы нуждаетесь? □ в методических консультациях по отдельным
разделам (указать по каким) □ просмотре открытых занятий у опытных воспитателей (уточнить виды занятий) □ в знакомстве с передовым
педагогическим опытом (указать тематику

20

Приложение 5
Критерии оценки профессиональной компетентности педагогов
(на основании «Профессионального стандарта «Педагога»)
Компетенция
методологические

Содержание

Способен:
-анализировать, оценивать, выбирать методологические подходы в
образовании; применять методологические подходы (системнодеятельностный, компетентностный)
применять методы обучения: проблемный, проектный,
исследовательский
- способность анализировать процесс обучения с позиции его
технологичности; эффективно применять технологию проектной
деятельности.
методические Способен: выявлять актуальные методические задачи, выбирать и
обосновывать способы их решения; создавать условия для достижения
воспитанниками образовательных результатов; применять методы
обучения: проблемный, проектный, исследовательский;
технологические э ффективно применять технологию проектной деятельности.
оценочные Способен: осуществлять контрольно-оценочную деятельность
результатов освоения образовательной программы

проектировочные

диагностические
рефлексивные

Способен
- участвовать в разработке образовательной программы
рабочей программы;
- проектировать образовательную деятельность в соответствии с
системно - деятельностным подходом,
- разрабатывать индивидуальные образовательные
маршруты.
Способен применять различные методы педагогической диагностики,
разрабатывать системы мониторинга
Способен целостно анализировать свой и чужой опыт,
адекватно оценивать результаты своей деятельности, определять
проблему(ы), их приоритетность,
выбирать способы усовершенствования деятельности

21

Приложение 6
Критерии эффективности использования современных образовательных технологий (на основе
методики Р.С. Фомичева)
Критерии Показатели
Технологическая
владение педагогом
технологическими методами,
культура педагога
приемами, средствами обучения, их
использования в образовательной
деятельности.
Наличие
-обобщение и систематизация
собственного
практик по использованию
опыта
современных педагогических
технологий (далее – СПТ) в
образовательной деятельности;
– умение анализировать и
исправлять собственные ошибки
(недочеты) в процессе использования
СПТ
Создание ситуации
реализация принципа обратной связи
успеха в процессе
в процессе образовательной
использования СПТ
деятельности;
- мотивирование воспитанников на
успешное решение поставленных
перед ними задач
Технология как
постановка педагогом целей и задач,
фактор саморазвития направленных на саморазвитие,
участников
развитие познавательных
образовательной
способностей воспитанников
деятельности
Взаимосвязь
очевидная и периодично
компонентов
реализующаяся в образовательной
технологии
деятельности связь различных
компонентов избранной педагогом
технологии
Позитивные
положительные изменения общего
изменения в
состояния воспитанников
состоянии
воспитанников

Индикаторы
периодическое использование
педагогом современных
педагогических технологий в
образовательной
деятельности,
-методические пособия,
разработка проектов;
- участие педагогов в
профессиональных конкурсах,
педагогических мероприятиях
разных уровней

-позитивная динамика
достижений воспитанников;
-достижения воспитанников в
конкурсах, фестивалях,
выставках, соревнованиях.
переход на новый уровень
взаимодействия участников
образовательной деятельности
– «сотрудничество» педагога и
обучающихся.
проведение НОД, в которой
раскрываются и эффективно
используются взаимосвязи
компонентов СПТ
укрепление здоровья
воспитанников
заболеваемости и
посещаемости)

(анализ

22

Приложение 7
Критерии и показатели результативности деятельности педагогов
Показатель
1.1Использование
педагогом современных
образовательных
технологий и методик в
образовательной
деятельности
1.2. Использование ИКТ в
образовательной
деятельности

Проявление показателя
Подтврждающие документы
Наличие системы
Аналитическая справка;
деятельности по
справка с указанием
использованию в
конкретных образовательных
образовательном процессе
технологий, используемых в
современных
образовательной деятельности
образовательных технологий
и методик:
Наличие системы
Ссылки на электронный ресурс,
использования и разработки
размещенный в сети
цифровых образовательных
Интернет;
ресурсов.
на сайты ДОУ и т.п.
Решение проблемы
Аналитическая справка с
сохранения и укрепления
указанием конкретных
здоровья воспитанников при здоровьесберегающих
организации
технологий, методик и приемов,
образовательной
применяемых педагогом
деятельности

1.3. Использование в
образовательной
деятельности
здоровьесберегающих
технологий, методик и
приемов оздоровления
детей
1.4. Использование
Справка о наличии и типе
Разработка современных
современных
образовательной программы,
дополнительных
образовательных
образовательных программ
программ
0 – отсутствие 1 – частичное соответствие 2 – полное соответствие
Максимальная сумма баллов по критерию 1 равна 8
Аналитическая справка,
2.1. Позитивная динамика Динамика показателей
таблицы, отражающие
достижений
достижений обучающихся,
достижения обучающихся (за
воспитанников
предусмотренных ООП ДО
период освоения ООП ДО)
2.2. Достижения
Достижения воспитанников в Списки воспитанников; копии
воспитанников в
конкурсах, фестивалях,
дипломов, грамот,
конкурсах, фестивалях,
выставках, соревнованиях,
сертификатов, приказов и
выставках,
научно-практических
других официальных
соревнованиях, научноконференциях
документов
практических
конференциях
2.3. Признание
Взаимодействие с социумом, Аналитическая справка;
деятельности педагога в
удовлетворенность
Договоры о сотрудничестве,
социуме
воспитанников и их
отзывы, результаты
родителей
анкетирования
2.4. Организация
Организация деятельности
Краткое описание, информация
педагогом социальновоспитанников в социально- о ходе его реализации в виде
значимой деятельности в
значимых проектах
презентаций, отчетов.
рамках своего
направления
0 – отсутствие 1 – частичное соответствие 2 – полное соответствие
Максимальная сумма баллов по критерию 1 равна 8
3.2. Освоение
Доля (%) обучающихся,
Аналитическая справка об
обучающимися ДОП
освоивших ДО
уровне освоения

23

обучающимися ДО
0 - менее 30 % , 1 -50 %, 2 - 90 %, 3 - 100 %
4.2. Участие в
Презентация результатов
исследовательской
деятельности в рамках научнодеятельности
практических конференций,
профессиональных конкурсов
4.3. Обобщение и
Проведение открытых уроков,
распространение
мастер – классов; выступления
собственного
на семинарах, круглых столах;
педагогического опыта
публикации
Максимальная сумма баллов по критерию 4 равна 8
Максимальная сумма баллов по всем критериям 28

Аналитическая справка,
копии программ
мероприятий, сертификатов,
дипломов и т.д.
Аналитическая справка;
копии программ мероприятий,
писем, приказов, сертификатов.

Шкала профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ
Высокий уровень: для педагога характерны стремление к исследовательской
деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к творческому преобразованию
опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога
становятся такие, как личностный, профессиональный рост, возможность
экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои
способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Можно адекватно
оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.
Средний уровень:для педагога характерны позиция «Я умею», выражающаяся в
готовности к работе, владении учебным материалом и методиками, способность к
объективному анализу теории и практики воспитания и обучения. Присуща потребность в
признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не
проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных дискуссиях, реже
становится инициатором личных выступлений. Реализуя потребность быть признанным,
стремится к повышению своей квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно
оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.
Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание осваивать
новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка). Доминантой в данном
случае служит потребность в принадлежности. Ему важно ощущать себя частью коллектива,
группы, однако он не стремится участвовать в выступлениях перед коллективом. Может
положительно оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее чувствует
себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления своего мнения перед
аудиторией. Перед выбором использования готового решения против создания своего
оригинального продукта предпочитает первое, зачастую из-за неуверенности в правильности
своего решения. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно
воспринимает критику коллег и руководителя.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».