«Организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках ДОУ».pdf

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30 (МАДОУ № 30)
e-mail: gonchar.iskorka30@yandex.ru
адрес официального сайта: https://30svur.tvoysadik.ru

«Организация прогулок и предметнопространственной среды на участках
ДОУ»

Значение прогулки в развитии детей
дошкольного возраста.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением
открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и
важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему
развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность
на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются
потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее
близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со
взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд
занимают в ходе прогулки особое место.
На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении
правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с
детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов,
обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании
привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными
двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении,
благоприятных условиях жизни.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного
возраста.
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и
умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности
функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки: - оказывать закаливающее воздействие на организм в
естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической
подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную
активность детей; - способствовать
познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному
развитию детей.
Виды прогулки (по месту проведения):
- на участке Детского сада;
- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный
возраст на расстояние до двух километров);
- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).
Виды прогулок (по содержанию):
- традиционная;
- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка
детского сада);
- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в
месяц);
- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Значение прогулки для развития детей.
- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых
впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных
изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями,
устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
- дает
возможность
знакомить
детей с родным городом,
его
достопримечательностями, трудом
взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют
дороги и т.д.
- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а
движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен,
улучшают аппетит.
- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными,
ловкими, смелыми, выносливыми.
- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная
система, повышается жизненный тонус.
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического,
трудового и эстетического воспитания.
Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен проводиться
только на свежем воздухе. Обязательно ежедневное проведение утренней
оздоровительной гимнастики . Занятия проводятся по сетке на летний период
(эстетический, оздоровительный циклы).
Структура прогулки:
1.Наблюдение.
2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней
подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических
качеств.
4.Труд детей на участке.
5.Самостоятельная игровая деятельность.
Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
САНПИН
2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях ) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей
составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую
половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре
воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки
сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и
скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при
температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;
Методические рекомендации
Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее
развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает
жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических
качеств в соответствии с ФГОС ДО.
Участок группы также является частью развивающего пространства группы,
в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая
деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети
проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей
среды на летних участках становится очень актуальным
Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
 участки групп с теневыми навесами;
 спортивную площадку;
 размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками;
 площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
 цветочные клумбы, цветники;
 огород.
На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия
для полноценной прогулки детей:
 площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин»
и прочее;
 площадка для игр с песком, ветром;
 бассейны для игр с водой;
 на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования,
настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного
труда, для работы с природным материалом.

Зона сюжетно-ролевых игр.
Этой зоне отводится довольно большая площадь, где есть затененные места,
уютные уголки и возможность удобно разместить необходимые постройки.
В зоне сюжетно- ролевых игр оборудуется своеобразный «кукольный уголок». В

летнее время он может выглядеть так: в удобном месте располагают два домика.
Домики необходимо делать легкими, обязательно светлыми, открытыми и
достаточно просторными, чтобы дети могли расположить в них кукольную
мебель и сами удобно разместиться. Красить домики лучше в яркие тона, повесив
на окна и дверь красочные занавески. Хорошо смотрится, если они различные по
внешнему виду и строению, между домиками посажены цветы, установлены
скамеечки и сказочный колодец.
Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель,
предусмотреть место для её хранения в помещении ДОУ. Для сюжетно-ролевых
игр надо подобрать атрибуты.
ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ
Особого места и оборудования требуют игры с песком и
водой. Песочницы располагают в стороне от площадки предназначенной для
свободной двигательной активности детей, так как к песочнице доступ должен
быть свободным со всех сторон. Четырехлетние дети на бортах песочницы могут
формовать и строить из песка. Старшим детям для игр с песком нужна большая
площадь: они строят города, дороги, мосты, плотины. Для игр с
водой можно выносить надувные бассейны, большие тазы или ванны.
Игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки,
катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки)
раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом.
Оборудование:
 игрушки — средства передвижения: лодочки, плоты, парусники;

природный
материал:
камушки,
ракушки;
 предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными
отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени прозрачности.

ЗОНА СПОКОЙНЫХ ИГР
она спокойных игр может быть оборудована на веранде или в беседке,
расположенной в уединенном месте. Здесь устанавливаются ленточные,
квадратные, прямоугольные, трапециевидной формы столы. Форма таких столов
позволяет их блокировать в виде буквы «П» или многоугольника, они
удобны для настольных игр, самостоятельных занятий лепкой, рисованием,
конструированием,
ручным
трудомна
воздухе.
Оборудование:

небольшие
модули-накопители
для
размещения
оборудования;
 разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги,

краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин,
тесто;
природный
материал;
 бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления
ВЫСТАВКИ
Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно
увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских
работ тоже будет иметь огромный интерес.
ЗОНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр
необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она
есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или
зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом
оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные
маски,
если
цирк
—
изображение
улыбающегося
клоуна.
Во внутренней части беседки расставляются скамейки места для зрителей.
Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями. У
входа оборудовается у входа.
ЗОНА ДЛЯ ИГР С КРУПНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Для игр с крупным строительным материалом в летнее время отводится
место наутрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр
должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал развернуть
строительство и была возможность сохранить постройки.
ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самая большая площадь на участке предназначена для свободной
двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах
размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр.
Обязательно
выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр:
 кольцебросы;
 скакалки;
 велосипеды, самокаты;
 ракетки для игр в бадминтон и малый
теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для
бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее.
Площадка должна быть ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для

задерживания бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне следует
выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах. На
этой площадке организуются все подвижные игры
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические
игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них
могут быть организованы игры-путешествия.
ТВОРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ
АВТОГОРОДОК
ТРОПА ЗДОРОВЬЯ
В летний период дошкольники могут оздоравливаться на тропе здоровья.
Ходьба босиком по поверхности разной структуры - камушки, брёвнышки, песок,
керамзит, горох, мраморная крошка, вода и т.д. - способствует естественному
массажу стоп и положительно воздействует через точки акупунктуры на
различные внутренние органы и части тела, укрепляя иммунную систему
растущего организма. Дети получают большое удовольствие, тем самым
улучшается не только их физическое, но и психическое здоровье.
ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ
Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше
взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно
научить его управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития, воспитания
и обучения дети получают огромное количество информации, которую им
необходимо усвоить. Поэтому так важно иметь личное пространство, место
уединения.

ЦЕНТР ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Посев семян, наблюдение за ростом растений и уход за ними — прекрасная
познавательная практика для детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».