Структура Учебного плана Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад комбинированного вида № 30 (далее – МАДОУ № 30) учитывает в
полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников, отвечает требованиям
охраны их жизни и здоровья и установлена в соответствии с Санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Продолжительность образовательной деятельности:
От 1,5 до 2 лет
От 2 до 3 лет
От 3 до 4 лет
От 4 до 5 лет
От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
Возраст
Длительность образовательной деятельности
Не более 8 минут
Не более 10 минут
Не более 15 минут
Не более 20 минут
Не более 25 минут
Не более 30 минут
Для детей раннего возраста допускается осуществлять образовательную деятельность в
первую и во вторую половину дня (8 – 10 минут). Образовательная деятельность с детьми
старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного
сна (25 – 30 минут в день).
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят
физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее
10 минут.
В МАДОУ № 30 применяется комплексно-тематический подход к организации
образовательного процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных видов
специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать
организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в
природе, праздники, традиции. При этом, что немаловажно, реализация комплекснотематического п р и н ц и п а т е с н о взаимосвязана с интеграцией о б р а з о в а т е л ь н ы х
о б л а с т е й и с интеграцией детских деятельностей.
Образовательный процесс в МАДОУ № 30 организован в форме тематических недель и
тематических образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых
комплекс различных детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через
различные виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти
образовательных областей.
В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою
деятельность по четырем блокам:
I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных
областей в процессе специально организованных занятий.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся
занятия по направлениям:
* «Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное, социальное
окружение)» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное
развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»;
* «Формирование элементарных математических представлений» (в интеграции
с образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»);
*
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (в интеграции с
образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и
«Художественно-эстетическое развитие»);
*
«Конструктивно-модельная деятельность (техническое конструирование из
строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей)» (в
интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное
развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми
образовательными областями) в тематическом планировании предлагаются занятия по
направлениям:
* «Развитие речи»;
* «Приобщение к художественной литературе».
Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(в интеграции со всеми образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям:
* Изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация, прикладное и народное
декоративно-прикладное творчество (творческое конструирование из природного и бросового
материалов, из бумаги);
* Музыкальная деятельность;
* Театрализованная деятельность.
Для реализации образовательной области «Физическое развитие» проводятся занятия по
направлениям:
* «Физическая культура»;
* «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
А также проводятся физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по
реализации иных образовательных областей включаются динамические паузы.
II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных
областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей.
Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей в детском саду
используется:
* игра (сюжетная, дидактическая, с правилами),
* ситуация (решение ситуативных задач),
* проектная деятельность,
* мастерская,
* коллекционирование,
* чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы,
* экспериментирование и исследование,
* беседа,
* викторины и конкурсы,
* наблюдения,
* экскурсии,
* работа в книжном уголке.
III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня.
Самостоятельная деятельность детей 3–7 лет в режиме дня занимает не менее 3–4 часов, она
одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметноразвивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности
по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение
задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей,
помощь другим в быту и др.).
IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность
по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества детского сада
с семьей.
Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении
образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными
областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии
«Ознакомление с окружающим миром».
С темой недели связана специально организованная детская деятельность –
коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисково-экспериментальная,
конструктивная, восприятие художественной литературы, двигательная активность, – через
которую реализуются все образовательные области. Эти виды детской деятельности
осуществляются как в форме специально организованных занятий – по развитию речи,
формированию элементарных математических представлений, конструированию, лепке,
рисованию, аппликации, музыке и физкультуре (I блок), – так и в различных формах совместной
деятельности педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами),
педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении художественной
литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах,
викторинах и конкурсах (II блок).
Для специально организованных занятий предусмотрено три группы целей: обучающие,
воспитательные и развивающие. К каждой группе целей формируются сначала общие цели
в соответствии с ФГОС ДО, а затем дополняются целями дидактическими, связанными со
спецификой и содержанием данного занятия.
Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень
мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы,
размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие
рекомендации воспитателю по организации детской игры.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы
(IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по
организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, реализуется
одно из важных положений ФГОС ДО: «Программа может реализовываться в течение всего
времени пребывания детей в Организации». Именно учет указанных четырех направлений
позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды активности
ребенка и делая его активным участником образовательного процесса.
В Учебном плане представлены названия тематических недель для всех возрастных групп
детского сада и тематических образовательных проектов для групп старшего дошкольного
возраста (старшая и подготовительная к школе группы).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обязательной части ОП ДО в группах общеразвивающей/комбинированной направленности
для детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) на учебный год
Образовательная
область
Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Виды деятельности детей
3 – 4 года
Н
Формирование первичных
ценностных представлений
(патриотическое/нравственное
воспитание)
Развитие коммуникативных и
регуляторных способностей
(общение, общепринятые нормы
и правила, саморегуляция,
самостоятельность)
Формирование социальных
представлений, умений, навыков
(игра, самообслуживание, труд,
основы безопасности)
Формирование элементарных
математических представлений
Ознакомление с окружающим
миром (предметное, природное,
социальное окружение)
Развитие познавательно –
исследовательской деятельности
Конструктивно-модельная
деятельность
Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г)
(минуты и/или количество периодов)
4 – 5 лет
5 – 6 лет
М
Г
Н
М
Г
Н
М
6 – 7 лет
Г
Н
М
Г
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1
4
36
1
4
36
2
8
72
2
8
72
1
4
36
1
4
36
1
4
36
2
8
72
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Развитие речи
1
4
36
1
4
36
2
8
72
2
8
72
Приобщение к художественной
литературе, фольклору
Изобразительная деятельность:
- рисование
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1
4
36
1
4
36
2
8
72
2
8
72
- лепка / аппликация
1
4
36
1
4
36
1
4
36
1
4
36
Музыкальная деятельность
2
8
72
2
8
72
2
8
72
2
8
72
Театрализованная деятельность,
приобщение к искусству
Физическая культура
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
3
12
108
3
12
108
3
12
108
3
12
108
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
10
40
360
10
40
360
13
52
468
14
56
504
Формирование начальных
представлений о здоровом образе
жизни
Итого в обязательной части
Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДО в группах общеразвивающей/комбинированной направленности для
детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) на учебный год
Образовательная
область
Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г)
(минуты и/или количество периодов)
Виды деятельности детей
3 – 4 года
Н
Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
4 – 5 года
М
Г
Н
5 – 6 лет
М
Г
Н
6 – 7 лет
М
Г
Н
М
Г
Игровая деятельность
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Познавательно –
исследовательская / игровая
деятельность
Коммуникативная деятельность
Восприятие художественной
литературы, фольклора
Подготовка к обучению грамоте.
*
*
*
1 раз
в мес.
1
9
1 раз
в мес.
1
9
1 раз
в мес.
1
9
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1
4
36
1
4
36
1
4
36
1
4
36
Изобразительная деятельность
1 раз
в мес.
9
1 раз
в мес.
9
1 раз
в мес.
9
1 раз
в мес.
1
9
Музыкальная деятельность
1
1 раз 1
в мес.
*
*
9
1
1 раз 1
в мес.
1 раз 1
в мес.
2
8
9
1
1 раз 1
в мес.
1 раз 1
в мес.
2
8
9
1 раз 1
в мес.
1 раз 1
в мес.
2
8
9
Физическое
Двигательная деятельность
*
9
9
9
развитие
6
54
72
72
72
Итого в части, формируемой участниками 1
образовательных отношений
Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обязательной части ОП ДО в группах общеразвивающей направленности
для детей раннего возраста (с 1,5 до 2 лет) на учебный год
Образовательная область
Вид деятельности детей / виды игр – занятий
Количество часов
в неделю
(минуты / кол-во периодов)
Н
М
Г
1
4
36
Социально-
Расширение ориентировки в окружающем (понимание и развитие
активной речи)
Познавательное развитие
Игровая деятельность со строительным материалом
1
4
36
Речевое развитие
Развитие речи
2
8
72
коммуникативное развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Физическое развитие
Итого в обязательной части
Игровая деятельность с дидактическим материалом ( сенсорика)
Художественная литература
Музыкальная деятельность
Развитие движений
2
*
2
2
10
8
*
72
*
8
72
8
72
40
360
Примечание.
1. В группах раннего возраста 8 недель выделено на адаптацию вновь прибывших детей к условиям детского сада. Адаптационный период
включает в себя игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок»,
обязательно включающей игры и упражнения.
2. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), организуется в совместной деятельности с детьми.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обязательной части ОП ДО в группах общеразвивающей направленности
для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) на учебный год
Образовательная область
Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Виды деятельности детей
Формирование первичных ценностных представлений (нравственное
воспитание)
Развитие коммуникативных, регуляторных способностей (общение,
общепринятые нормы и правила, само регуляция)
Формирование социальных представлений, умений, навыков (игра,
самообслуживание, труд, основы безопасности)
Формирование элементарных математических представлений, сенсорное
воспитание.
Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное,
социальное окружение)ы
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1
4
36
1
4
36
1
4
36
- рисование
1
4
36
Музыкальная деятельность
2
8
72
Речевое развитие
Развитие речи
Художественно –
эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
Восприятие художественной литературы, фольклора
- лепка
Физическое развитие
Количество часов
в неделю (Н), месяц (М), год (Г)
(минуты и/или количество периодов)
Н
М
Г
Конструктивно – модельная деятельность
Физическая культура
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
*
1
*
3
*
*
4
*
12
*
*
36
*
108
*
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Итого в обязательной части
*
10
*
40
*
360
Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДО в группах общеразвивающей направленности
для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) на учебный год
Образовательная область
Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое развитие
Физическое развитие
Виды деятельности детей
Игровая деятельность
Количество часов
в неделю (Н), месяц (М), год (Г)
(минуты и/или количество периодов)
Н
М
Г
*
*
*
Познавательно – исследовательская / игровая деятельность
*
*
*
Восприятие художественной литературы, фольклора
*
*
*
Коммуникативная деятельность
Изобразительная деятельность:
- рисование
Музыкальная деятельность
Двигательная деятельность
Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений
*
*
*
1 раз в мес.
1
9
*
*
*
1 раз в мес.
1
2
9
18
Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН в форме тематических недель
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Неделя
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
Здравствуй, детский сад!
Огород
Овощи
Осень, деревья
Октябрь
Сад
Фрукты
Игрушки
Человек, части тела
Ноябрь
Домашние животные
Дикие животные
Домашние птицы
Моя семья
Декабрь
Зима, зимняя погода
Животные зимой
Зимние забавы
Елка, новый год!
Зима в лесу
Дом, части дома
Посуда
Месяц
Январь
Февраль
Мебель
Продукты питания
Одежда, обувь
День защитников Отечества
Март
Профессии
Человек, части тела
Одежда
Игрушки
Апрель
Весна пришла
Животные весной
Птицы
Транспорт
Май
Труд людей
Мой дом
Цветы
Скоро лето
Июнь
Безопасное лето
Насекомые
Играем с водой и песком.
Первые эксперименты.
Ягоды, фрукты
Июль
Моя семья
Деревья
Одежда, обувь
Разноцветная неделя
Август
Неделя экспериментов и
простейших опытов
Любимые сказки
Овощи
Профессии, транспорт
УЧЕБНЫЙ ПЛАН в форме тематических недель и тематических образовательных проектов
Младшая группа (от 3 до 4 лет) и средняя группа (от 4 до 5 лет)
Неделя
Месяц
Сентябрь
Октябрь
1-ая неделя
Лес. Грибы. Ягоды. Деревья.
Растения.
Осень. Сезонные изменения в
природе.
Ноябрь
Родина, наш край. Адрес
Декабрь
Сезонные изменения и явления
в природе.
Январь
Сад, огород, фрукты, овощи
Транспорт, профессии
3-я неделя
Домашние и дикие животные,
птицы.
Перелетные и зимующие птицы
Зимние забавы
Осень. Сезонные изменения в
природе/одежде.
Кто как к зиме приготовился
(животные/птицы)
Дом, квартира, мебель
ТОП: Семья. Профессии.
Зима
4-ая неделя
Зимняя одежда
Скоро праздник – новый год!
ТОП: Зимние виды спорта
ТОП: Родина. День защитников Отечества. «Военные» профессии.
Февраль
Март
Мамин праздник
Апрель
Весна
Май
2-ая неделя
1 мая – труд людей весной.
День Победы.
ТН: Фольклор. Народные традиции. Народная игрушка.
Космос
Профессии, транспорт
Птицы весной
Сад. Огород. Первые цветы.
Насекомые.
Июнь
День защиты детей
Безопасное лето
Июль
Цветы (полевые, садовые)
Любимые сказки
Народные игрушки
Август
Неделя здоровья
Птицы нашего поселка
Эксперименты и опыты
ТОП – тематический образовательный проект; ТН – тематическая неделя
Насекомые
Весна
День Земли
Скоро лето!
Безопасность дорожного
движения
Растения на участке детского
сада
Мы любим спорт!
УЧЕБНЫЙ ПЛАН в форме тематических недель и тематических образовательных проектов
Старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Неделя
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
1-ая неделя
Лес. Грибы. Ягоды. Деревья.
Растения.
Осень. Изменения в природе.
2-ая неделя
Сад, огород. Фрукты, овощи
Транспорт, профессии
ТОП: Родина. Наша край. История нашего поселка.
Зимушка-зима
Международный женский
день
Весна
1 мая – труд людей весной.
День Победы.
ТН: День защиты детей
ТОП: Зимние игры и забавы.
ТН: Народные праздники.
Русский фольклор.
Домашние и дикие животные,
птицы.
Перелетные и зимующие
птицы
4-ая неделя
Осень. Сезонные изменения
в природе/одежде.
Кто и как готовится к зиме
(животные/птицы)
Дом, квартира, мебель
ТН: Семья, профессии
ТН: Продукты питания –
праздничные блюда.
Любимый праздник – новый
год!
ТОП: Зимние виды спорта
ТОП: Родина. День защитника Отечества. Роды войск/военные профессии
ТОП: Народные традиции, обычаи. Народная игрушка.
ТН: Покорители космоса
Профессии, транспорт
Птицы весной
Сад. Огород.
Первые цветы. Насекомые.
ТН: Лето красное пришло! Безопасность.
ТОП: Народные промыслы России (гжель, городецкая,
дымковская, хохломская роспись)
Неделя здоровья
3-я неделя
Птицы нашего поселка
ТОП – тематический образовательный проект; ТН – тематическая неделя
ТОП: Полевые/садовые цветы.
Насекомые.
Эксперименты и опыты
ТН: Ранняя весна
День Земли
Скоро лето!
Неживая природа: горные
породы и минералы.
ТОП: Любимые книги, сказки
ТОП: Мы любим спорт!