Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 30
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 30 (далее - МАДОУ № 30) и планируемые результаты освоения образовательной программы.
Программа разработана в соответствии с Федеральной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022).
При разработке Программы учитывались
следующие нормативно правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. №
124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023).
4. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
6. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования».
8. Приказ Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от
31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
9. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии».
Программа позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного
возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту
содержании доступными средствами;
2)_создание единого ядра содержания
дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку, его
родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
Программа состоит из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть соответствует Федеральной
программе и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том
числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений и
учитывает образовательные потребности и
интересы воспитанников, членов их семей, педагогов ДОО и ориентирована на
специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий.
Цель Программы в обязательной
части: Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений: Создание условий для расширения и углубления
основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить
образовательные и индивидуальные потребности, избирательные интересы
дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий потенциал образования
с учетом региональных особенностей.
Программа содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
В целевом разделе указаны цели и
задачи Программы, принципы её формирования. Включены планируемые результаты
освоения Программы в обязательной части и в части Программы, формируемой
участниками образовательных отношений. Определены подходы к педагогической
диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел представляет
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное
развитие;
- познавательное
развитие;
- речевое
развитие;
- физическое
развитие;
- художественно-эстетическое
развитие.
В нем раскрыто описание вариативных форм,
способов, методов и средств реализации Программы. Представлены особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов
поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие педагогического
коллектива с семьями обучающихся, направления и задачи коррекционно-развивающей
работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит
рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает
описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы,
организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Показано
материально-техническое обеспечение Программы в обязательной части и в части,
формируемой участниками образовательных отношений
В разделе определены примерные перечни
художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного
искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных
группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра
анимационных произведений.
Представлены примерный режим и распорядок
дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.