Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 30» представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель функционированиягрупп комбинирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ № 30 – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
МАДОУ № 30 осуществляет обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендациипсихолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п. 1).
Взаимодействие психолого-педагогического консилиума с родителями (законными представителями) обучающегося и с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется
https://www.xn--80aaasodieccybedylevie8i.xn--p1ai/data/documents/O-territorialnoy-PMPK.pdf
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ № 30 имеются групповых комнат- 10, физкультурный зал-1, музыкально- физкультурный зал -1,музыкальный зал -1, кабинет учителя - логопеда -2,кабинет педагога -психолога-2, кабинет тьютера-1.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ № 30 имеются групповых комнат- 10, физкультурный зал-1, музыкально- физкультурный зал -1,музыкальный зал -1, кабинет учителя - логопеда -2,кабинет педагога -психолога-2, кабинет тьютера-1.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека МАДОУ располагается в методическом кабинете ( методическая и детская литература по всем направлениям в рамках реализации ФГОС ДО). Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
На официальном сайте http://30svur.tvoysadik.ru создана электронная библиотека для родителей педагогов и детей.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физкультурный зал:спортивный инвентарь, шведская стенка, канат, маты. тренажеры, коррегирующие дорожки, лыжи ( с ботинками)
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
«Под специальными условиями получения
образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития,
включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том
числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ);
специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением
специального оборудования, представление услуг ассистента по оказанию технической помощи,
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательной
деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ №30 учтены особые образовательные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Специальные условия для организации образовательного процесса для детей с
ОВЗ в МАДОУ № 30
Условия реализации АОП ДО в МАДОУ № 30
В МАДОУ № 30психолого-педагогическая служба
сопровождения(учителя-логопеда,педагога-психолога,
инструктора по физической культуре, музыкальный руководитель) участвует в
проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность
специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования
детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты.
Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация
взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ППМС-центром. Организация
взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты.
Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические условия:
комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
специалистами, использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в
МАДОУ № 30, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к
объектам инфраструктуры МАДОУ№
30, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (наличие
оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий
с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в Учреждении
(наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и
электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МАДОУ №
30.
Организационно-педагогическое обеспечение
Создание специальной развивающей
предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды
времени и др.; Программно-методическое обеспечение; ОбучениеАОП ДО.
Использование учебно-методических
материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации
инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
МАДОУ № 30 на 100% укомплектовано
педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ.
Уровень квалификации педагогических и
иных работников Учреждения в области образования детей с ОВЗ соответствует
требованиям.
В МАДОУ № 30 работает педагог-психолог,
учитель-логопед,имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Непрерывность профессионального развития
педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных
образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики,
специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые
три года.
Педагогические работники, осуществляющие
образование детей данной категории, прошли обучение на курсах повышения
квалификации по различной тематике.
Педагоги активно представляютопыт
своей деятельностина конференциях, семинарах, участвую в конкурсах
различного уровня.
Информация о составе педагогических
работников МАДОУ № 30 с указанием уровня образования, квалификации и опыта
работы доступна в разделе официального сайта «Сведения об образовательной
организации» на странице «Педагогический состав» (Специалисты и Воспитатели).
Предоставление услуг ассистента по оказанию технической помощи– необходимую помощь воспитанникам в МАДОУ № 30 оказывают воспитатели,
специалисты и помощники воспитателя, работающие на группах.
В работепедагога-психолога,
учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические
материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения.
Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом
комплексно-тематического планирования.
В МАДОУ № 30 используются специально
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Более
подробная информация размещена в разделе официального сайта
«Материально-техническое обепечение и оснащенность образовательного процесса.
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
АОП ДО определяет содержание образования
и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79
п.1).
МАДОУ № 30, в котором обучаются дети
дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует
адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по
тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для
детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью
умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по
АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций ПМПК.
Адаптированная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от 1 года до 8 лет.
Методические рекомендации по
проектированию АООП образовательной организации.
Цель АОП ДО– создание
оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ
через индивидуализацию коррекционно-образовательного
процесса.
Основными задачами программы являются:
1.
Осуществлять охрану и укрепление здоровья воспитанников, заботу об их
эмоциональном благополучии.
2.
Оказывать своевременную, комплексную помощь детям с ОВЗ с учетом
индивидуальных особенностей их развития.
3.
Способствовать речевому развитию детей с ОВЗ, коррекции их психофизического
развития, подготовке их к обучению в школе.
4.
Обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программы
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей.
5.
Формировать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую
возрастным и индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям
детей.
6.
Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать
компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
7.
Создавать благоприятные условия для реализации инклюзивной политики и
внедрения инклюзивной практики.
Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) ребенка,имеющего особые образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и
условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации·).
Образование детей, имеющих особые
образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному
маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,
медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения
ТМППК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут- это
образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при
осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в
МАДОУ № 30 специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных
особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут
ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее
психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ № 30(учитель-логопед,
педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его
семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем
начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по
реализации адаптированной образовательной программы МАДОУ, созданием
индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.
В ходе сопровождения специалисты
осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости
скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.
На учебный год составляется План-график
проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два
раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики
организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми,
которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.
Коррекционно-развивающая работа в МАДОУвключает в себя
следующие взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает
своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-педагогической помощи в условиях Учреждения;
- коррекционно-развивающая работа
обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания
обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях МАДОУ, способствует формированию
коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает
непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа
направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями
здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной
или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы,
способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся,
обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная
деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе
непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе
режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей
и социальнымипартнерами.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
-развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных
областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и
навыков;-
создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
-формирование положительной мотивации к
деятельности;-обучение
приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.
Обучающимся МАДОУ и их родителям
предоставляется коррекционно-развивающая и логопедическая помощь обучающимся в
целях повышения качества и доступности образовательной услуги.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы условия:
разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры;
- назначено ответственное лицо по обеспечению условий доступности объектов образовательного учреждения для инвалидов и маломобильных категорий людей;
- организовано инструктирование сотрудников по вопросам организации и обеспечения доступности объектов и предоставляемых услуг образовательного учреждения для инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья;
- для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне;
- на официальном сайте учреждения размещена форма обратной связи, благодаря которой можно получить ответы на интересующие вопросы по организации дошкольного образования;
- для доступа в здание маломобильным категориям людей установлена входная группа с пандусом, предусмотрена кнопка вызова сотрудника учреждения для оказания помощи (расположена на входной двери);
- контрастная желтая полоса на лестницах учреждения, предупреждающая о начале и конце лестничного марша.
Специальные условия питания
Условия питания воспитанников ДОУ
Одним из важных направлений деятельности МАДОУ № 30 является организация качественного питания воспитанников.
Основным принципом питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами
Питание детей организовано на базе пищеблока дошкольного учреждения, работающего на сырье. Доставка продуктов осуществляется по разовым заключённым договорам, специализированным автотранспортом поставщика. В ДОУ организовано 4-х разовое питание, обеспечивающее потребность детского организма в пищевых веществах и энергии. Детский сад работает по 10-ти дневному меню и технологическим картам по приготовлению блюд питания для детей. В меню представлены рационы зима – весна (1 квартал), весна – лето (2 квартал), лето-осень (3 квартал), осень – зима (4 квартал), бракеражная комиссия следит за правильной обработкой и закладкой продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, осуществляют контроль за качеством и правильностью хранения продуктов, соблюдением сроков их реализации, следят за санитарным состоянием пищеблока.
Организация питания детей в группах
Работа о организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается в :
· создание безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
· формирование культурно - гигиенических навыков во время приема пищи;
Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, организация питания
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.
В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.
Мероприятия проводимые в детском саду:
·Поступление продуктов питания и продовольственного сырья только с сертификатами;
·Имеется журнал скоропортящихся продуктов, в которых указывается срок годности продуктов;
·Производится обработка продуктов питания: мяса, яиц, фруктов и овощей, банок;
·Для приготовления пищи используются только разрешенные продукты
·Ежедневно ведется бракераж готовой продукции.
Организация питьевого режима
В нашем детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил.
Питьевой режим в группах обеспечивается через бутилированную воду , обеспечивая тем самым бесперебойное удовлетворение детей в жидкости.
Ссылка на документы:
https://30svur.tvoysadik.ru/?section_id=469
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников, МАДОУ № 30 осуществляется на основании договора с ГБУЗ СО "Североуральская ЦГБ"
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
К сети интернет подключены 9 компьютеров. Услуги предоставляются компанией ОАО " К-Телеком".
В МАДОУ № 30 имеется официальный сайт http://30svur.tvoysadik.ru и электронная почта gonchar.iskorka30@yandex.ru
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Перечень доступных и используемых электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Федеральные образовательные порталы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
Портал ―Всеобуч- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
Cайт Информика www.informika.ru
Российское образование. Федеральный портал. http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/
«Все для поступающих» - http://www.edunews.ru/
Федеральный институт педагогических измерений –www.fipi.ru
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" http://www.law.edu.ru/
Образовательный портал "Русский язык" http://ruslang.edu.ru/
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
Сетевые образовательные сообщества Открытый класс http://www.openclass.ru
Обучение для будущего Дистанционный курс http://teachonline.intel.com/ru
Обучение для будущего http://www.iteach.ru/
Российский детский Интернет Фестиваль «Умник» http://www.childfest.ru/
Федеральный портал "Здоровье и образование" http://www.valeo.edu.ru/
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://sci-innov.ru/
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru/
Поисковые системы http://www.google.com;http://www.rambler.ru; http://www.yandex.ru
Перечень видов используемых информационных ресурсов (с эл. адресом)
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Онлайн-версия делового журнала HoReCa-magazine http://www.magazine.horeca.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window.
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nlr.ru/lawcenter.
Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskodeks.ruиздательский центр «Академия» - http://www.academia-moscow.ru/catalogue/5199/
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МАДОУ № 30 для проведения образовательной деятельности с инвалидами и обучающимися с ОВЗ применяются специальные технические средства: мультимедийные комплексы, проектор и экран, ноутбуки, видеоплееры, видео-DVD.